На_главную_страницу
Орден Иисуса / Библиотека колледжа /Книгоиздатели и центры книгопечатания Западной Европы.

Книгоиздатели и центры книгопечатания Западной Европы.


Новостной листок
"Искра Божия"

Духовные
упражнения

Канцелярия
Кофейня
Подвалы
Фотоархив
Юмор

О сайте
Ссылки

В 16в. когда книгоиздательство и торговля книгами достигли высокого уровня развития, как следствие, понадобилась своеобразная служба информации, чтобы книготорговцы могли знакомиться с новыми поступлениями товара и пополнять свои запасы. Такая "служба" возникла в городах, где проводились крупные книжные ярмарки, - в Лионе, Амстердаме, Франкфурте-на-Майне.

Особое место занял Франкфурт, который в начале 16в. стал центром книжной торговли Старого Света. Туда привозили товары не только из Германии, но и из Франции, Англии, Швейцарии, Голландии, Испании, Италии. Ярмарки во Франкфурте проводились дважды в год: весной на Пасху и осенью на день св. Михаила. В городе книготорговцам был отведен целый квартал, а наиболее крупные предприятия, такие как фирма Кобергера, имели во Франкфурте своих постоянных торговых представителей.

Для ознакомления потенциальных покупателей с предлагаемым товаром, выпускались специальные ярмарочные каталоги. Сначала этим занимались отдельные фирмы для своих изданий, но после 1564 г. аугсбургский книготорговец и книгопечатник Георг Виллер занялся изданием сводных каталогов книг, продаваемых на Франкфуртской ярмарке. Первое издание каталога имело довольно затейливое название - "Каталог новых книг, которые будут продаваться в 1564 г. во Франкфурте на осенней ярмарке для удобства и пользования приезжих книготорговцев и всех друзей книжного дела". Каталоги Виллера выходили вплоть до 1627 г., а с 1598 г. франкфуртский городской совет начал выпускать "Универсальные ярмарочный каталоги".

Во второй половине 16 в. центром книготорговли становится Лейпциг. Хотя между обоими городами произошло скорее некое разделение труда: на Франкфуртской ярмарке можно было найти в основном зарубежную продукцию, а на Лейпцигской - немецкую. К концу 16в. Лейпциг стал крупнейшим в Германии центром по выпуску научной литературы, а в начале 18в. каталоги Лейпцигских ярмарок содержали в четыре раза больше названий, чем каталоги ярмарок во Франкфурте.

Тем не менее, на протяжении всего 16в. Франкфурт пользовался вполне заслуженной репутацией одного из центров европейского книгоиздательства. В 1559 г. здесь обосновался крупнейший книгоиздатель Зигмунд Фейерабенд. Знак его фирмы - Молва с трубой - считался в Германии надежной гарантией качества издания, хотя собственной типографией Фейерабенд и не располагал. Выпущенные им книги всегда отличались великолепными иллюстрациями и оформлением.

Деятельность семейства Шёфферов позволила Майнцу также занять значительное место в развитии книгопечатания. После смерти П. Шёффера в 1503 г. его место занял сын Йоханн. Выпущенные ими книги отличал выполненный с большим вкусом книжный орнамент, а также использование, наряду с готическим шрифтом, антиквы и латинского курсива.

Одним из старинных центров книгопечатания в Германии являлся Нюрнберг, где располагалось несколько известных фирм. Так, например, здесь работал А. Кобергер. Непосредственно книгопечатанием он не занимался с 1500 г., целиком отдаваясь издательской и торговой деятельности. За 40 лет он выпустил 436 изданий. Большинство книг, изданных А. Кобергером, написаны на латыни, а иллюстрации к ним рисовали лучшие тогдашние художники, в том числе А. Дюрер.

В конце 16 - начале 17в. виднейшей типографией Нюрнберга стала основанная в 1590 г. Эндтерами. В 1641 г. там была выпущен один из шедевров немецкого типографского искусства - так называемая Библия курфюрстов (такое название книга получила от помещенных в ней портретов предков заказчика - князя Людвига из Саксонии).

Центром издания книг католического направления был Кёльн, где располагалась резиденция архиепископа. Страсбургские издательства же выпускали большими тиражами сочинения идеологов Реформации.

Одним из самых интересных писателей Аугсбурга был Генрих Штейнер. Сначала он выпускал листовки и сочинения проповедников Реформации, а в 1530 г. придал своей типографии другое направление и стал публиковать труды классиков античности, произведения итальянских гуманистов, причем все это - в дешевом оформлении для массового читателя.

Кроме уже упоминавшихся центров книгопечатания, можно упомянуть Вену, Берлин и Виттенберг в Германии и Базель в Швейцарии.

Основными издателями центральной Европы являлись четыре человека, деятельность которых открыла новый этап в истории книгопечатания: итальянец Альд Манунций, французы Анри Этьенн и Кристоф Плантен и голландец Лодевейк Эльзевир.

Альд Манунций получил от современников прозвище "князь печатников". Хотя первые его издания хронологически относятся к эпохе инкунабул, историки считают, что разработанный им в 1501 г. курсивный шрифт и удобный формат являются признаками иного этапа в развитии полиграфии. Альд Манунций основал целую династию печатников и книгоиздателей, процветавшую до 1597 г. Наиболее значительным его делом стал выпуск трудов Аристотеля в пяти томах (1495-1498) и других греческих классиков. Свои книги Альд Манунций помечал знаком, изображавшим дельфина, обвивающего якорь. (В целом эта эмблема являлась аллегорией выражения "Festina lente")

Во Франции подобной славой пользовался Анри Этьенн, более известный под латинизированным псевдонимом Стефанус. Он открыл свою типографию в 1504 или 1505 г. в Париже, неподалеку от университета. В основном там печатались богословские и философские трактаты. Этьенн был сторонником нового, характерного для эпохи Возрождения, стиля оформления книг. Его фирменный знак изображал ветвь древа жизни, обвитую змеей - символом мудрости. В сравнении с продукцией Альда Манунция (около 250 изданий), количество изданий, выпущенных в его типографии не слишком велико - 125-130. Наибольшего размаха его предприятие достигло уже после его смерти. Все три его сына также посвятили себя издательскому делу.

Одним из виднейших печатников того времени был и Кристоф Плантен. По своим религиозным убеждениям он был близок к гугенотам, что вынудило его уехать в Антверпен в 1548 г. В 1555 г. Плантен открыл там книжную лавку и довольно скромную типографию, где печатались произведения греческих и римских классиков, французских писателей, книги по медицине и кое-какие богословские трактаты. В 1567 г. он открыл филиал в Париже, второй его филиал был в Саламанке. Уже к 1570 г. его типография стала образцом для всех европейских предприятий такого типа. В ней работали 25 печатных станков и 150 рабочих. Типография Плантена пережила два серьезных краха, каждый раз восстанавливаясь, окончательно она пришла в упадок после 1580 г. Фирменный знак - опущенная из облаков рука, держащая циркуль, и надпись "Constantia et labore" ("Постоянством и трудом") Лодевейк Эльзевир, ранее бывший переплетчиком, изучив у Плантена типографское дело, стал родоначальником издательской династии Эльзевиров. Основанное им предприятие, в ряду существовавших тогда, также занимало не последнее место. Среди изданий Эльзевира, большинство которых были написаны на латыни, была и специальная литература для ученых и студентов. Среди изданий, выпущенных уже сыновьями Л. Эльзевира, были и описания путешествий, и художественная литература, и учебники грамматики на различных языках. Эльзевиры выпускали книги Галилео Галилея и Пьера Корнеля. Всего в этом издательстве увидели свет 2200 книг и около 5000 диссертаций. По тем временам это был рекорд. Предприятие работало в основном на экспорт, у него были торговые агенты в Париже, Франкфурте, Копенгагене, Риме, Лондоне и других центрах Европы. Фирма имела два филиала - в Гааге и Утрехте.

Вклад и историю книгопечатания этих четырех издательств, несмотря на все их заслуги, все-таки только часть огромной работы, проделанной сотнями издателей и полиграфистов.

В Италии почти каждый город располагал крупной или мелкой типографией. Наиболее плодовитой фирмой здесь было издательство Джунта во Флоренции. В основном, это предприятие выпускало дешевые молитвенники и другую литературу массового спроса.

Другим крупным предприятием было издательство Габриэля Джолитто де Феррари в Венеции. Здесь печатались сочинения классиков Ренессанса - Петрарки и Боккаччо и произведения Лодовико Ариосто. Также в этом издательстве в 1559 г. был выпущен первый печатный "Индекс запрещенных книг"

Из римских типографов самым деятельным был Якопо Маццокки, выпустивший в 1521 г. первое известное собрание надписей Древнего Рима. В 16в. была открыта типография при папской курии. Занималась она преимущественно выпуском католической литературы на различных языках.

В конце 16 - начале 17в. по всей Европе снизился качественный уровень книгопечатания, и продукция, выпускаемая издательствами была весьма посредственной.

Основными центрами французского книгопечатания являлись Париж и Лион. В Женеве также издавалось большое количество французских книг, тематика которых была несколько односторонней: протестантские Библии и катехизисы, богословские трактаты и антикатолические полемические сочинения. Помимо уже упоминавшихся французских печатников, следует отметить фламандца Йоссе Баде, братьев Мельхиор и Каспара Трексели, а также Себастьяна Гриффиуса.

История французской печати в 17в это, в первую очередь, история Королевской типографии (Imprimerie Royale). Основанная по инициативе кардинала Ришелье Королевская типография была государственным учреждением, а занятые в ней мастера - королевскими чиновниками. Наряду с Библиями типография выпускала богословские сочинения, а из античных писателей - Горация, Ювенала, Теренция, Вергилия и целую 64-томную серию классиков, адаптированную и отредактированную специально для обучения наследника престола - дофина. Помимо Королевской типографии существовали и коммерческие издательства, выпускавшие "галантную литературу" о жизни Версаля, о любовных интригах и поединках аристократии, пасторали. Книги Корнеля, Лафонтена, Мольера и Расина выходили преимущественно за пределами страны.

В Англии в 1534 г. король издал специальный акт, запрещающий торговлю зарубежным типографам и переплетчикам. В то время крупнейшим издателем и типографом был уроженец Эльзаса Винкин де Ворде. Большая часть его изданий - это учебники. Второй заметной фигурой был Ричард Пинсон, который специализировался на выпуске юридической литературы: кодексов, справочников, учебников. Типографиям этих издателей принадлежат две трети всех выпускаемых в Англии книг, выпущенных в Англии за первую треть 16в. Среди типографов конца 16-начала 17в. стоит также упомянуть Джона Дея и Ричарда Филда. Последний занимался выпуском произведений Шекспира. Наряду с частными фирмами в Англии действовали два университетских издательства - в Оксфорде и Кембридже.

В Испании 16в. крупнейшим экономическим и торговым центром была Севилья. Она же стала очагом книгоиздательства и книготорговли. Лучшей считалась типография, основанная Яковом Кромбергером, и действовавшая до 1557 г. Другими центрами испанского книгопечатания 16в. были Саламанка и Барселона. В 1566 г. открылась типография в Мадриде, и именно там в 1605 г. вышел первый том романа "Дон Кихот".

-Наверх!-

-Назад в библиотеку-

Hosted by uCoz