Новостной
листок
"Искра Божия"
Духовные
упражнения
Канцелярия
Кофейня
Подвалы
Фотоархив
Юмор
О
сайте
Ссылки
|
|
- Книгоиздательство. Книжная торговля.
- Периодическая печать.
- Цензура.
- Примечания (техническая часть)
Открытое в середине 15в. книгопечатание стало одним из самых востребованных в истории человечества изобретений. Собственно книгопечатание было открыто задолго до того, к этому времени по Европе ходило великое множество книг, отпечатанных ксилографическим способом, и количество их непрерывно возрастало.
На первых порах из типографий выходили даже не сами книги в привычном для нас
виде, а тетради из длинных листков, отпечатанных с одной стороны.(1)
Иногда листы склеивали, но это было неудобно. Позже, после изобретения
печатного станка (пресса), стало возможным печатание на двух сторонах
листа.
Центрами изготовления ксилографических книг были Северная Германия и Голландия. Их читало простонародье, полуграмотные священники, школьники. Об этом говорит тематика выпускаемых книг: "Biblia pauperum" ("Библия бедняков") - пересказ Ветхого и Нового Завета с многочисленными иллюстрациями, "Exertitium super Paternoster" - "Отче наш" с разъяснениями и комментариями, издания более светского характера - "Басня о больном льве", "Календарь" Йоханна Региомонтана из Кенигсберга, "Хиромантия" доктора Хартлиба и т.д. Для школ выпускались азбуки и учебники латыни, называемые донатами. Печатались такие книги чаще всего на народном языке и, не попадая в библиотеки, передавались с рук на руки, пока не изнашивались.
Ксилографическая печать почти сошла на нет к 1530 г., но в отдельных местах она сохранялась до 19 в. (в России так печатались лубочные картинки).
Усовершенствование существовавшего способа печати - изобретение книгопечатания
- оспаривают несколько человек: авиньонский ювелир Прокоп Вальдфогель
из Праги, печатник из Брюгге Ян Бритто, Лауренс Янсзоон из Голландии
и, честно сказать, многие другие, но коль скоро официально изобретение
принадлежит Иоганну Гуттенбергу, я не буду подвергать сомнению данный
факт. Само изобретение заключалось в усовершенствовании печатного
станка, разработке принципа разборного шрифта и рационального способа
литья печатных знаков.(2)
Книгоиздательство. Книжная торговля.
В 15 веке влияние книгопечатания на политическую, культурную и социальную жизнь общества было еще не слишком значительным, оно заметно усилилось в 16-17в. Самое большое распространение печатное слово получило в эпоху Реформации и Крестьянской войны в Германии. Эту эпоху можно считать временем печатного листка-прокламации. В типографской продукции, на книжном рынке доминировала публицистика. Прокламации, листовки, памфлеты и т.п. заполнили книжный рынок. Солидные фолианты, если их содержание отвечало духовным потребностям времени, также получали большое распространение.
До 1500 года около 70 процентов всех книг издавалось на латыни. Лишь в Англии и Испании в начале 16 в. книг на местных языках выходило больше, чем на языке католической церкви. Положение изменилось только через полвека; так, во Франции в 1601 г. книги на французском составляли 55 процентов всех книг, изданных в Париже. А вот в Германии научная литература издавалась на латыни до середины 17в.
Заметно изменилась и тематика печатных изданий. К концу 16в. лишь половина из них была светского содержания, а в 17 в. такие книги составляли не меньше 67 процентов, даже, несмотря на то, что обострившаяся религиозная борьба вызвала приток полемической богословской литературы.
В 15 в. было издано 3000 книг научного содержания. Больше всего такой литературы печаталось в Италии и Германии, на последнем месте - 23 книги - была Англия. Издавались в основном труды античных и средневековых ученых, большинство оригинальных научных трудов появилось только в 16-17в.
В эти века печатная продукция стала гораздо разнообразнее: политические прокламации и памфлеты, папские буллы, распоряжения властей, плакаты и афиши, календари и научные журналы, справочники по сельскому хозяйству и отраслям промышленности, карты и географические атласы, журналы мод, партитуры опер и т.д. и т.д. Все это делало грамотного человека тех веков гораздо более информированным, чем его предшественники.
Ремесленные мастерские становились раннекапиталистическими мануфактурами, создавая основу для дальнейшего роста книжной продукции. Одним из образцов крупной книгоиздательской мануфактуры можно назвать предприятие А. Кобергера (Германия). К началу 16в. он стал крупнейшим книготорговцем и издателем, его предприятие в Нюрнберге постоянно разрасталось. На протяжении 40 лет эта мануфактура оказывала значительное влияние на конъюнктуру книготорговли не только в Германии, но и по всей Европе.
Таких крупных предприятий было немного, преобладали мелкие и средние, зачастую
семейные, мастерские. Стабильностью отличались типографии среднего
уровня, где было занято 8 - 10 рабочих.(3) Нередко
хозяином типографии становился купец со значительным капиталом,
а большинство издателей 16-17 в. начинали не с организации типографии,
а с создания книжной лавки и переплетной мастерской, в дальнейшем
расширяя предприятие. Поначалу предприятия объединяли в себе все
процессы по выпуску и реализации книг, но потом начинается размежевание
печатников и книготорговцев и книгоиздатель становится самостоятельной
фигурой. С начала 16 в. в выходных данных на титульном листе все
чаще наравне с фирменным сигнетом и фамилией типографа помещают
издательскую марку с фамилией издателя, по инициативе и на средства
которого выпущена книга.
Твердых цен на книги не было. Изредка они указывались в ярмарочных каталогах или печатных объявлениях отдельных издательств.
Крупные коммерсанты-издатели сосредоточили в своих руках внешнюю торговлю книгами. Они же выступили инициаторами первых книжных аукционов. Средний книготорговец располагал лавкой, где держал от пятисот до полутора тысяч книг, которые он получал от купца-оптовика или непосредственно от издателя или печатника. У таких книготорговцев могли быть 1-2 филиала. Существовало также множество мелких стационарных лавок на 100-200 книг, владельцы которых делали ставку на дешевые издания для простонародья.
Немалую роль в распространении книг в 16 и отчасти в 17в. играли книгоноши-офени. Перебираясь с места на место, они предлагали свой товар, полученный на определенных условиях от оптовиков или издателей. Впрочем, бродячих торговцев быстро вытеснили стационарные лавки.
Самые крупные книжные ярмарки, где книготорговцы могли знакомиться с новыми изданиями и пополнять запасы товара, проводились в Лионе, Амстердаме, Франкфурте-на-Майне. В конце 16в. место Франкфурта занял Лейпциг.
Позднее книжная торговля все больше сосредотачивалась в центрах национального книгоиздательства, таких, как Лондон, Париж, Лион, Амстердам и значение книжных ярмарок несколько снизилось.
Периодическая печать.
Изобретение книгопечатания создало благоприятные условия для оперативного и широкого распространения информации. Уже в начале 16 в. появились плакат и афиша.
Первый известный плакат относится к 1511 г. Он был выпущен по указанию герцога Вюртембергского для рекламы конных скачек. Во второй половине 16 и тем более в 17в. такие уведомления стали обычным делом.
С 16в. власти широко использовали печатные объявления, чтобы знакомить подданных со своими распоряжениями. Также получили повсеместное распространение рукописные или печатные брошюры с описанием того или иного сенсационного события - своеобразные прообразы газет. Так, об открытии Америки люди узнали из реляции Колумба "О вновь открытых островах".
В 15в. Венеция была одним из крупнейших торговых центров, куда стекались свежие новости со всего света. Там сложился целый цех "записывателей известий" ("ascrittori d`avvisi"). В центре Венеции на мосту Риальто было открыто бюро новостей, в котором за мелкую серебряную монету можно было купить листок со злободневной информацией. Монета называлась газетта, позднее это название перешло на сам товар - листок с новостями.
В Германии 15-16 в. центрами сбора политических и коммерческих новостей служили Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт, Страсбург, Лейпциг. В Западной Европе такими же пунктами были Антверпен, Париж и Лондон.
Многие знатные лица, а также магистраты больших городов выплачивали значительные суммы денег за регулярную доставку свежих новостей. Письма с сообщениями доставляли верховые курьеры, состоявшие на службе у феодальных властителей, Ганзейского союза городов, университетов, крупных монастырей, органов городского самоуправления, богатых купцов и т.д. Такие письменные сообщения содержали в первую очередь сведения о политических событиях, церковных распрях, эпидемиях, кометах, о сожжении еретиков и ведьм и т.п. Если сообщение имело особое значение, то получатель перепечатывал его для более широкого круга читателей.
Печатные газеты появились в начале 17в. В конце 16в. (1588 г.) некий Михель Айтцинг описал возникший в это время конфликт между папой, кёльнским архиепископом и курфюрстом Эберхардом, отпечатал свое сочинение в виде тетради ин-кварто и приступил к его распродаже на Франкфуртской ярмарке. За конфликтом напряженно следила вся Германия, и сочинение было молниеносно раскуплено. Айтцинг решил и впредь составлять подобные реляции не только об этом, но и о других событиях, выпуск их он приурочивал к ежегодной ярмарке, такие издания стали называть "ярмарочными". Они выходили регулярно, в одно и то же время и обладали многим особенностями присущими современной газете.
Она из первых газет выходила в Страсбурге, другая в Аугсбурге. Их содержание состояло из одних корреспонденций написанных сухим стилем и шедших одна за другой без определенной последовательности. Реферативный тон преобладал в немецких газетах на протяжении всего 17 в. Даже о важных событиях Тридцатилетней Войны, таких как разрушение Магдебурга, битва при Лютцене, убийство имперского главнокомандующего А. Валленштейна, сообщалось подчеркнуто равнодушно.
Некоторые политические деятели мгновенно осознали открываемые газетами возможности. Так, Валленштейн, как и его противник - шведский король Густав II Адольф, заняв какой-либо город, тотчас забирали в свои руки местную газету, чтобы держать под контролем распространение информации.
Тогдашние газеты были в основном еженедельными, несмотря на низкое качество печати, они быстро получили распространение по всей Германии. В конце 17в. они уже начали представлять те или иные политические направления.
В Англии распространение газет шло медленнее, но к концу 17в. оно достигло такого размаха, что оставило далеко позади все, что делалось в этой области в немецких городах.
Началось, как и в Германии, с рукописных газет, в которых сообщались только особо важные известия (1549 г., Т. Рейнальд выпустил листок "Новые известия о вселенском соборе в Триденте). Примерно в 1590 г. в Англии стали переводить и адаптировать для местного читателя Франкфуртские ярмарочные реляции. В начале 17в. усилилось влияние голландской печати, и в конце 1620 г. амстердамские и гаагские издатели выпустили первую газету на английском языке - "Куранты, или еженедельные новости из Италии, Германии, Венгрии, Испании и Франции". "Куранты" доставлялись из Нидерландов и были всего лишь переводом тамошних "Курантов" и не содержали английских новостей. Первая попытка выпустить подобные "Еженедельные новости" в самой Англии была неудачна. Издатель Т. Арчер, успевший с августа 1621 г. выпустить несколько номеров, оказался в тюрьме за публикацию сведений, неугодных королю.
Во Франции газеты появились также в начале 17в., но большинство из них было недолговечно. Первым постоянным газетным издателем стал врач Теофраст Ренодо из Лудона, воспринимавший газету не только как способ передачи информации, но и как защитника определенной политической идеи. Редактируемое им издание, чей номер сошел с печатного станка 30 мая 1631 г., стало оной из первых политических газет. Номер стоил 6 сантимов и включал в себя два раздела, открывался он новостями из-за рубежа и завершался местными известиями. В ней сотрудничал Г. де Бальзак, а позже П. Корнель. С 1633 г. в качестве приложения к газете стал выходить листок объявлений.
Во второй половине 17в. почти каждая западноевропейская страна уже имела свою газету. В конце 17в. наряду с газетами издатели занялись выпуском развлекательных журналов.
Цензура.
Короли и императоры, князья и римские папы нередко выступали в роли меценатов, одновременно внимательно следя за умонастроениями "подопечных".
Распространение печатного слова вызывало тревогу совершенно определенного рода, прежде всего у папской курии. И хотя фактически церковь утратила монополию на издание тогда еще рукописных книг в 14 в., она издавала различного рода запреты на их печатание и распространение.
В 1471 г. Сикст IV распорядился, чтобы ни одна книга не печаталась без предварительного утверждения церковью. Спустя 30 лет Александр VI установил строжайший контроль епископов за выпуском литературы во многих странах Европы. За несоблюдение применялась система санкций вплоть до отлучения от церкви. В 1515 г. На Латеранском соборе была провозглашена булла Льва X, согласно которой ничего нельзя было печатать без проверки и благословения церковных властей. Каждое издание должно было иметь пометку "imprimatur", реже "testamur", говорящую о прохождении цензуры, функции которой исполняло духовенство.
Разумеется, без содействия светских властей эти усилия не могли принести желаемого результата. В 1521 г. Глава Священной Римской Империи Карл V по настоянию курии осудил Лютеров перевод Библии и все реформатские доктрины и передал цензорские функции богословским факультетам католических университетов.
Государственная и церковная цензура была повсюду. Когда в Англию, тогда еще католическую, начала проникать протестантская литература, там были немедленно приняты меры и в 1526 г. Был опубликован первый список запрещенных книг. Когда в том же году печатник Уильям Тиндейл осмелился выпустить английский перевод Нового Завета, его арестовали, 18 месяцев держали в тюрьме, а затем повесили с двумя "сообщниками" (в Германии в подобной ситуации печатнику отрубили голову). Генрих VIII окончательно узаконил институт цензуры и запретил ввозить книги из-за рубежа.
Во Франции в 1540 г. Генеральный инспектор Тулузы обнародовал список из 24 книг подлежащих запрету, в их числе были произведения Рабле. Главным органом французской цензуры служил богословский факультет Парижского университета. В 1544 г. Сорбонна выпустила собственный список запрещенных книг. В 1535 г. Франциск I издал декрет о запрете печатать какие-либо медицинские произведения без отзыва "троих хороших и известных докторов медицинской кафедры университета".
В Германии во Франкфурте в 1579 г. была учреждена регулярная "книжная полиция", изрядно подорвавшая процветание Франкфуртских книжных ярмарок.
Католическая церковь постоянно ужесточала цензорские меры, что привело к созданию "Индекса запрещенных книг", до сих пор выпускаемого Ватиканом. Однако после доклада Л. Торелли, подготовленного по указанию Козимо Медичи, в котором речь шла о том, что применение папских индексов грозит привести к краху издательского дела во Флоренции, Лионе, Париже, Франкфурте, был подписан конкордат, означавший некоторое смягчение требований индекса. Как следствие местные светские и церковные власти получили право на создание собственных цензурных правил и индексов. В 16-17 в. такие списки публиковались практически в каждом европейском государстве.
Книгоиздательское дело стало довольно рискованным предприятием, причем не только с финансовой точки зрения. От Лиссабона до Варшавы пылали костры, на которых вместе с книгами сжигали авторов и издателей.
В протестантских государствах цензура находилась в официальном ведении светской власти.
Запретный плод, как известно, сладок. Запреты становились отличной рекламой и стимулировали контрабандный ввоз и тайное распространение книг. Обман цензуры стал своеобразным искусством, в ход шли анонимные публикации, вымышленные адреса, псевдонимы, подмененные года издания. И все это было весьма характерно для издательской деятельности 16-17 веков.
Примечания (техническая часть):
1. при таком способе печати на деревянной доске вырезалось зеркально рельефное изображение или текст, затем на
рельеф тампоном наносили краску, а печатник прижимал к этой доске лист бумаги, легко приглаживая ее щеточкой или мацой. Маца - обтянутая кожей подушечка, набитая конским волосом и насаженная на деревянную рукоятку. Маца пачкала оборотную сторону листа, делая невозможной печать на ней.
2. Литье шрифта: из твердого металла изготовлялся штамп, который назывался пуансон, на нем в зеркальном отображении гравировался буквенный знак. Затем пуансон вдавливался в матрицу - пластинку из мягкого металла. Получалось вогнутое прямое изображение знака. Матрица вставлялась в словолитную форму и заливалась расплавленным металлом. Получалась литера с зеркальным рельефным выпуклым глазком буквы, с которой можно было печатать. Техническая трудность заключалась в том, что буквы алфавита отличаются по ширине и, следовательно, словолитная форма должна быть приспособлена к ширине каждой матрицы, поэтому форма состояла из двух частей в виде латинского Л; передвижением частей изменялась ширина формы.
Набор шрифта: для этого использовалась наборная касса - наклонно поставленный открытый сверху плоский ящик с ячейками разного размера. Для удобства она была разделена на две части - верхнюю с ячейками для прописных букв и знаков препинания и нижнюю для строчных букв. В верхней части литеры располагались в алфавитном порядке, в нижней - в зависимости от частоты употребления буквы. Наборщик, читая листок с текстом, держал в одной руке верстатку, другой рукой собирал в ней буква за буквой нужную строку, которую потом перекладывал на наборную доску, где составлялась печатная форма.
Печатный станок: основная часть - деревянный винт с нажимным рычагом - кукой. Снизу винт завершался четырехугольной прижимной плитой (тигелем, пианом). Поворотом рычага винт вместе с тигелем можно было поднять или опустить, данная работа требовала незаурядной физической силы в сочетании с точностью и координированностью движений. Второй составной частью печатного станка была прикрепленная к нему направляющая станина: подвижной стол с кареткой - талером, приводимым в движение с помощью шнура, который наматывали на вал, снабженный рукояткой. На талере располагалась печатная форма с набором - одной или несколькими страницами текста.
Процесс: набор обматывали суровой ниткой, чтобы он не рассыпался. Затем его смазывали тонким слоем краски, которую наносили с помощью мацы. Увлажненный лист бумаги укладывали на тимпан (декель) - обтянутую тканью или мягкой кожей раму, прикрепленную шарнирами к талеру. Чтобы бумага не сдвигалась, ее накалывали на две иглы посереди тимпана и сверху накладывали фрашкет - деревянную или железную раму с натянутой на нее бумагой. В середине фрашкета было вырезано место, куда должен попасть печатный текст и оставлены поля. Подготовив печатную форму и тимпан, его накладывали на форму, я талер задвигали под тигель пресса. Прессовщик поворачивал рычаг и прижимал бумагу к печатной форме. На ней появлялся оттиск. Винт с тигелем поднимали, поворачивая рычаг в противоположную сторону, вынимали из-под пресса талер, поднимали фрашкет, снимали с тимпана отпечатанный лист и вывешивали его на просушку. Высушенные листы шли снова под пресс для получения оттиска на другой стороне, потом их укладывали на доску, накрывали другой доской и придавливали грузом. Через 5-6 часов их вынимали, складывали в кипы, сортировали и отдавали в переплет.
Краска изготовлялась из сажи и льняного масла (олифы)
3. в то время уже существовало немало специальностей: печатник, пуансонист, словолитчик, наборщик, метранпаж, корректор, заготовщик красок. Настолько подробное разделение труда было возможно только на крупном предприятии. В типографии среднего размера обычно создавалось два цеха: наборный, где набирали, верстали, сверяли корректуру, и печатный, в котором печатали и брошюровали. -Наверх!-
-Назад в библиотеку-
|